Физическое насилиеФизическое насилие – это разовое или повторное умышленное действие в отношении другого человека (члена семьи, подчиненного, ребенка и т. д), совершенное помимо воли и желания пострадавшего. Само действие представляет собой противоправный поступок лица или группы лиц, осуществленное с помощью физического воздействия - изнасилования. Определение насилия это политическая концепция, изменяющаяся во времени. Каждое общество создает характерные для своего времени интерпретации насилия и устанавливает нормы и наказания в случае их нарушения. Насильственные действия могут принимать физическую, психологическую, сексуальную или экономическую форму воздействия.

Насилие - это один из способов выражения индивидуальной или групповой агрессии, которое несет угрозу потери жизни, здоровья, нарушает достоинство, физическую неприкосновенность, свободу, вредит физическому или психическому здоровью, а также причиняет страдания и моральный ущерб жертве. Такое поведение характеризуется агрессивностью и несет разрушительный характер по отношению к другому человеку. 

Причины возникновения антисоциального расстройства (появления насилия)

- Нарушение чувства идентичности, недоверие людей.
- Провоцирующее поведение и агрессия со стороны жертвы.
- Переутомление, эмоциональный и профессиональный стресс.
- Не подходящая профессия, финансовые трудности.
- Неуверенность, низкая самооценка.
- Алкоголизм и безработица в семье.
- Хроническое чувство пустоты и скуки.
- Расстройств адаптации (ограниченная способность эффективно преодолевать ежедневные трудности).
- Хроническая печаль, депрессия, чувство отторжения и одиночества, тенденция к изоляции, обидчивость.
- Импульсивность (неконтролируемые вспышки гнева).
- Тревога, беспокойство, эмоциональная неустойчивость.
- Отсутствие общения, враждебность по отношению к окружающим.
- Криминальное прошлое (наркотики, проституция, преступность). 
- Финансовые трудности, беспомощность.
- Эмоциональные расстройства, психические заболевания.
- Органическое поражение головного мозга, эпилепсия. 

Причины насилия со стороны детей по отношению к другим детям и взрослым:

- Разрушительное влияние сверстников.
- Влияние компьютерных игр.
- Распад семьи.
- Агрессия в семье, жестокое обращение с детьми.
- Негативное влияние телевидения, видео, кино, интернета.

Диагностика

Физическое насилиеФизическое насилие всегда несет риск травм и гибели людей. Насильственные действия представляют собой пинки, хлопки, удары кулаком и ногами, щипки, укусы, избиения, применения оружия. Все происходящее всегда сопровождается психологическим давлением.

Выделяют два вида насилия, отличающиеся эмоциональным состоянием:

- Спонтанное насилие (горячее) - характеризуется гневом, яростью, агрессией. Выражается различными формами: криком, кулачными боями, компульсивным (неконтролируемым) поведением, насильственным причинением боли. В основе лежит злость, которая рождается из собственного бессилия и разочарования в жизни. Во время непреднамеренного насилия извергается накопившееся чувство гнева и ярости. В результате происходит потеря управления эмоциями и контроля над поведением. Этот вид насилия появляется и исчезает довольно быстро, является наиболее экспрессивным.

- Умышленное (холодное) насилие – его причиной не является ярость, гнев или намерение причинить вред. Особенностью этого вида насилия то, что преступник хочет достичь своими действиями определенной цели. Холодное насилие это умышленная реализация мести. Очень часто насильник предпринимает насильственные действия с целью реализации собственных убеждений, философии, веры и идеологии.

Насилие бывает прямое - акт подавляющего применения физической силы и психологического давления. Реализация происходит прямым способом, непосредственно от насильника к жертве.  Косвенное (не прямое) насилие - является противоположностью прямого насилия. Оно не включает физическое насилие или нападение. Действия часто маскируются естественным поведением, их сложно распознать. Такая форма насилия скрыто существует в обществе, политике, культуре, семье.

Сексуальное насилие. Такая форма поведения является принуждением на сексуальный контакт против воли партнера (изнасилование), неприемлемые сексуальные практики, вынуждение смотреть порнографические фильмы, съемка во время секса, критика полового поведения партнера, шантаж и принуждение на сексуальную жизнь, принуждение заниматься сексом с другими лицами, садистические формы сексуальной активности, демонстративная ревность, и т.д.

Насилие в семье имеет место во всех обществах и культурах. Семьи, где это происходит, тщательно скрывают свои проблемы. Насилие происходит обычно «за закрытой дверью». Многие жертвы страдают от насилия в течение многих лет и продолжают утаивать это. Они винят себя за то, что они жертвы, привыкают к такой ситуации. Одна из причин это то, что они смирились с судьбой и считают, что должны терпеть боль, не говорить никому, пострадавшим жаль осудить насильника. Интерпретируют агрессию к себе примерно так: «Я никуда не гожусь», «Я причина гнева», «Я сделал(а) что-то неправильно», «Мой партнер расстроен, мне нужно поддержать его». Пострадавшие не в состоянии понять, где проходит граница между нормальным и насильственным поведением, которое давно уже отличается от всех правовых и социальных норм.

Насилие среди детей и подростков. Феномен насилия поражает почти все сферы человеческой жизни в каждой возрастной группе. Все чаще встречается агрессия среди детей и подростков, особенно в школьной среде. По статистике 15-17% детей встречались с насилием. Ученые подсчитали, что в среднем ребенок от 7 до 8 лет, наблюдает столько сцен насилия на экране, что, чтобы увидеть это в реальности, он должен быть уголовником 580 лет. До 18-летнего возраста подросток видит 8-11 тысяч видеоубийств. Таким образом, на прогресс насилия и агрессии среди подростков сильно влияют средства массовой информации - кино, телевидение, видео, интернет, журналы для молодежи.

  • Часто подростки переносят свою агрессию на школу, пытаясь отомстить за отсутствие счастливого детства, по причине недолюбленности родителями.
  • Школа является прототипом социальной среды и должна подготовить ребенка для нормального функционирования в обществе. Это место интенсивной социализации, идентификации себя в отношениях со взрослыми, построение своей собственной иерархии ценностей. Политика многих школ - это принуждение детей учится, но, как правило, каждое принуждение к какому- либо действию рождает протест. Формой проявления этого может быть агрессия и насилие.
  • Очень частое явление, когда подростки влюбляются в школе, тем самым, становятся более уязвимы к критике в их адрес. Ели учителя высмеивают чувства школьника в присутствии одноклассников, делают акцент на плохой успеваемости влюбленного, иронизируют на тему любви, то нарушается благополучие учащегося, отсутствует радость от общения с друзьями и сверстниками. Так же для учителя не приемлемо издеваться над школьником в присутствии класса (называть ленивым, невежей, тупицей).
  • Дети, которые не получают поддержку дома, могут искать признание в различных неформальных группировках, которые обычно оказывают негативное влияние. Важность формирования групп для сверстников очень высока, когда речь заходит о процессе социализации. Правильная группа создает своего рода арену для столкновения социальных процессов. Группа может включать детей из разных слоев общества. Это дает возможность сравнить многие аспекты жизни, обмениваться культурными элементами. Компания подростков с равноправными партнерами будет положительно влиять на ребенка, так как сформирована за счет общих вкусов и интересов.

Физическое насилиеКак предотвратить насилие

  • Обязательно вмешивать в скандалы полицию и медицинских работников.
  • При каждом случае насилия звонить на горячую линию.
  • Обращаться в приюты и центры помощи, получать бесплатные юридические консультации.
  • Взглянуть на ситуацию иначе, признать себя жертвой.
  • Подготовить себя к нападению, пересмотреть свое поведение (возможно оно является провоцирующим ).
  • При угрозе нападения лучше убежать; если это не возможно, то кричать.
  • Постарайтесь получить независимость от вашего партнера (в финансовых или жилищных вопросах).
  • Больше узнать о правах человека:

- Никто не имеет права принуждать вас к неприемлемому поведению.
- Закон защищает вас и вы имеете право на любую помощь.
- Вы обязаны защитить себя от насилия и от его последствий.

Стоит ограничивать себя от просмотра сцен, содержащих насилие. В настоящее время очень часто встречаются различные экранные образы насилия: резкие и шокирующие изображения, компьютерные игры (с разрушительным содержанием или убийствами). В процессе этого зритель по-неволе ассоциирует себя с персонажем убийцей, далее агрессия может выходит за рамки экранного образа.

Роль воспитателя или учителя в предотвращении насилия - это иммунизировать детей от отрицательного воздействия средств массовой информации. Вовремя выявлять и ограждать детей от подобных случаев в школе, а так же за ее пределами.

Профилактические меры со стороны государства.

  • Создания принципа «одного окна» при обращении жертв насилия.
  • Анонимное консультирование.
  • Распространение информации о насилии (брошюры, артикулы в печатных изданиях)
  • Создание центров реабилитации и временных убежищ для жертв насилия.
  • Совершенствование законодательной базы.
  • Привлечение волонтеров для выявления, предотвращения и борьбы с насилием.

Профилактика со стороны родителей.

Родители должны вмешиваться во все дела и интересы детей, так как правильных отношений в семье не достаточно для образовательной среды ребенка. Нужно следить за тем, что дети смотрят по телевизору, как проводят свое свободное время, с кем общаются. Но часто, в следствии сильной занятости, на это нет времени и получается, что мама и папа отсутствуют в жизни ребенка. Родителям стоит проявлять больше терпимости к агрессивному поведению детей, участить обучающие мероприятия, установить определенный штраф за любые признаки агрессии

Как распознать склонность к насилию и когда обратиться к врачу

Как распознать признаки насилияДолжны насторожить:

  • Отсутствие уважения к социальным нормам.
  • Неправильная оценка своих поступков.
  • Склонные к насилию не используют предыдущий опыт, не думают над последствиями своего поведения.
  • Низкая терпимость к происходящему, отсутствие контроля над эмоциями и действиями. Агрессия, отсутствие страха.
  • Получение удовольствия от причинения вреда другим.
  • Пренебрежение и равнодушие к чувствам других людей.
  • Тенденция манипулировать другими, играя на самых высоких чувствах.
  • Невозможность поддерживать прочные отношения с партнером.
  • Высокий порог возбуждения и страха.
  • Эмоциональная холодность и дефицит эмоций.
  • Тенденция к злоупотреблению ПАВ.
  • Отсутствие чувства вины, сочувствия, стыда, ответственности, морали, дефицит совести.
  • Не способность отсрочить удовлетворение потребностей (сексуальных, прием пищи и т.д)
  • Антиобщественное поведение.
  • Неспособность планировать будущее (фокусируются на настоящем времени) и прогнозировать последствия своих действий.
  • Свойственно отсутствие понимания.
  • Не видят границы между реальностью и вымыслом, правдой и ложью.
  • Атипичная (необычная) реакция на алкоголь.
  • Часто шантажируют самоубийством.

У детей:

  • Драчливость, злобность, равнодушие к поощрениям и наказаниям.
  • Отвергают значимых в их жизни людей (родителей, бабушек и дедушек, учителей).
  • Частые неудачи в школе, побеги (от дома, из школы).
  • Самоповреждения (включая попытки самоубийства).
  • В случае склонности к сексуальному насилию: очень подвижны и активны во время разговора связанного с сексом, заняты поиском младших детей для удовлетворения собственной сексуальной активности. Им кажется, что они владеют определенными тайнами, связанными с сексом.

При наличии нескольких симптомов из вышеперечисленных стоит обратиться к специалисту (психиатру, психологу, психотерапевту). Наличие этих признаков выявляет лишь предрасположенность человека к заболеванию, но такие люди еще не являются преступниками. При своевременной помощи возможно предотвратить развитие заболевания.

Случаи развития у жертв насилия психических заболеваний и их лечение

Послеродовая депрессия - обнаруживается у жертв, если были сексуальные домогательствам в детстве. Причина заболевания в том, что пострадавшая вспоминает домогательства и чувствует себя с плохой матерью. Расстройство корректируется психотерапией.

Биполярное расстройство - когда женщина испытывала насилие в семье со стороны мужа. В лечении используют антидепрессанты, препараты выравнивающие настроение (карбамазепин, мелепсин).

Депрессия (краткосрочная или хроническая) – развитие заболевания вызывает не только насилие, но и процедуры, связанные с использованием (судебный процесс, контакты с насильником в зале суда и в полицейском участке, места, где это произошло, следственные эксперименты и т.д.). Основной формой помощи этим людям является индивидуальная и групповая психотерапия, фармакотерапия антидепрессантами. Помощь психиатра (в том числе фармакологическая) становится необходима, когда симптомы мешают лечебному процессу. Если пострадавшие не обращаются за помощью, в попытках уйти от стрессовой ситуации, они чаще всего прибегают к алкоголю. Может развиться зависимость, и это вполне серьезно затруднит дальнейшее лечение и реабилитацию.

Органические заболевания головного мозга - травмы головы, полученные в результате физического насилия, вызывают необратимые изменения в центральной нервной системе. Такие, как кровоизлияние в головной мозг, затем развивается посттравматическая эпилепсия и другие дисфункции мозга. Прогноз неблагоприятен. Пациенты лечатся, в основном, в психиатрических стационарах.

Лечение, реабилитация жертвы

Разговор с психотерапевтомВыявить и лечить пострадавших от насильственных действий довольно сложно, так как часто бывает, что насилие никогда не покидает стен квартиры и его проявления тщательно скрываются самими жертвами. Даже ближайшая семья и соседи не знают о том, что происходит рядом с ними. Согласно статистике, большинство пострадавших стесняется, что узнают другие, боятся непонимания, сплетен или того, что их действия не принесут желаемого эффекта.

Насилие тесно сопряжено с зависимостью от ПАВ (психоактивных веществ алкоголя и наркотиков) и раскрывая такие подробности перед законом можно лишится работы и тем самым достатка в семье.

Психолог должен положить много усилий, чтобы убедить жертву насилия, что ситуация сама по себе не такая, помочь жертве признать то, что она нуждается в помощи. Говорить о том, что есть способы борьбы с насилием и стоит довериться правоохранительным органам.

К сожалению люди в нашей стране боятся обращаться за психиатрической помощью, но в последнее время ситуация начала меняться к лучшему, особенно в крупных городах. Можно выделить следующие доступные формы психологической помощи жертвам насилия:

  • Консультация - это встреча, основная цель которой заключается в выявлении проблемы и последующего обращения к более узкому специалисту.
  • Психологический совет – может представлять собой телефонный звонок или письмо, онлайн консультация. Цель состоит в том, что бы получить информацию и решить проблему.
  • Психотерапия - регулярная психологическая поддержка, направленная на то, чтобы понять источники симптомов психологического дискомфорта и страданий жертвы. Продолжительность терапии и ее интенсивность зависит от тяжести заболевания. Психотерапия - это набор методов для лечения различных расстройств, психологических проблем. Цель психотерапии добиться устранения постравматичесских симптомов. 

Наиболее популярными являются:

- Индивидуальная психотерапия - когда пациент наедине с психотерапевтом находит решение своих проблем.
- Групповая психотерапия, в которой несколько людей со схожими проблемами.
Лечение предполагает взаимодействие между участниками группы, поддержка друг друга, совместный поиск вариантов разрешения проблем.
- Семейная психотерапия - это встречи у психотерапевта всей семьей. Во время сеансов анализируются отношения в семье, структура семьи, коммуникации с другими людьми.

Лечение антисоциального расстройства (склонности к насилию)

Лечение насильниковЛечение заболевания очень затруднено тем, что насильник не испытывает никакой мотивации к лечению. Исключено самостоятельное обращение такого больного к врачу. Помещение в медицинское учреждение становится возможным лишь тогда, когда насильник пытается избежать наказания. Страх перед правосудием лишь на время останавливает его от антиобщественных действий. Во всех остальных случаях больные доставляются к врачам правоохранительными органами с целью принудительного лечения или проведения психиатрической экспертизы.

Психопат страдает из-за собственного несовершенства и отказывается признавать это. Он не способен быть честным и искренним с психотерапевтом. Это затрудняет сбор анамнеза (история) жизни и заболевания. Попытки лечения такого больного мало эффективны.

Устранение агрессивного поведения у насильников происходит посредством познавательной психотерапии. Зависимость больного от насилия, как правило, связана с тем, что он не умеет правильно реагировать на насмешки, преодолевать смущение, не просит о помощи. Психотерапевт помогает больному приобрести соответствующий опыт для разрешения конфликтных и стрессовых ситуаций, которые вызывают вспышки агрессии и насилия.

Последствия насилия

- травмы или гибель людей,
- угроза личной свободе,
- ущерб для физического, психического и социального благополучия,
- боль, страдания, разрушения,
- утрата моральных ценностей,
- подавленность, тревожность,
- низкая самооценка,
- неуверенность в себе и своих силах,
- отсутствие настроения,
- психические заболевания,
- низкая работоспособность,
- нарушение процесса социализации и адаптации в юности,
- негативное влияние на духовное развитие,
- пострадавшие пассивно справляются со стрессом,
- самообвинительные мысли,
- злоупотребление алкоголем.

Врач психиатр Кондратенко Н.А.

Комментарии  

#1 Ася 08.01.2015 04:04
Мне ужасно плохо.Хочу защитить себя от одного человека,но не знаю как.Просто не знаю может я была не права?Но все равно он не должен был так поступить...