Трудно сказать, что же такое норма по отношению к памяти. Это индивидуально для каждого человека. Верхней границы для памяти не определено. Имеются описания суперпамяти, когда человек запоминает мельчайшие детали всего, с чем он сталкивается, но это редкость.
В официальных источниках память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это не только физиологический, но и культурный процесс.
Известно деление памяти на долговременную и кратковременную. Их соотношение у разных людей тоже неодинаково. Если у вас преобладает долговременная память, то, скорее всего, вы трудно запоминаете материал, но легко его воспроизведете через значительный промежуток времени. Если же, наоборот, вы быстро, «на лету» запоминаете, то, наверное, быстро и забываете. Это особенность кратковременной памяти. Оперативная память позволяет запоминать информацию до определенного момента.
Человек воспринимает память как что-то само собой разумеющееся, пока не столкнется с проблемой забывчивости. Видов нарушения памяти много, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс.
Причины ухудшения памяти
Для простоты можно разделить их на группы.
1) Связанные непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такое поражения как черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), Онкологические заболевания головного мозга.
2) Ухудшение работы мозга из-за заболевания других органов и систем органов.
3) Внешние неблагоприятные факторы, Такие как недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни, повышенные нагрузки на головной мозг, в том числе на память.
4) Хронические интоксикации. К ухудшению памяти ведет злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами (особенно транквилизаторами, седативными), курение, наркомания.
5) Возрастные изменения в головном мозге.
Память связана с разными модальностями. Есть зрительные, слуховые, двигательные модальности. Их сочетание и преобладание индивидуально. Кто-то легче запомнит, если проговорит материал вслух. Другому легче вспомнить, как выглядит страница, на которой написана нужная информация или представит себе ящички картотеки, где он якобы положил нужный файл. Третьему легко припомнится информация с помощью логической схемы или ассоциативной связи. Четвертый напишет конспект.
Разные зоны мозга связаны с разными функциями, способствующими памяти. Например, височные отделы отвечают за восприятие слуха и речи. Затылочно-теменные области создают зрительное и пространственное восприятие, причем отделы правого полушария дают цветовые, оптико-пространственные и лицевые восприятия, а левого полушария - буквенные и предметные. Нижнетеменные области отвечают за действия руки и речевого аппарата. При их поражении человек не может узнать предметы наощупь (астереогнозия).
И в зависимости от того, какая зона мозга пострадала, будут нарушены и соответствующие виды памяти.
В последнее время появляется все больше и больше достоверных сведений о влиянии гормонов на процессы мышления и памяти. Отмечается положительное влияние вазопрессина, тестостерона, эстрогена, пролактина на ускорение обучения, стимуляцию внимания, переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Окситоцин же оказывает противоположное действие, этим обусловлено ухудшение памяти, забывчивость у женщин после родов и при кормлении ребенка грудью.
Заболевания, приводящие к ухудшению памяти
Рассмотрим заболевания, при которых чаще всего отмечаются проблемы с памятью.
В первую очередь, как наиболее частые, это черепно-мозговые травмы. При них практически всегда появляются жалобы на ухудшение памяти, причем тем больше, чем серьезнее травма. Для ЧМТ также характерны явления ретроградной и антероградной амнезии. В этом случае человек не помнит не только момент травмы, но и события предшествующие и последующие ему. Иногда на этом фоне появляются конфабуляции и галлюцинации. Конфабуляции - это ложные воспоминания, производимые самими человеком. Например, на вопрос о том, что он делала вчера, больной расскажет, что ходил в театр, гулял в парке и ел мороженое. На самом же деле он не выходил из квартиры или палаты, так как давно болен. Галлюцинации - это патологические образы, которых не было и не могло быть.
Довольно распространенная причина ухудшения памяти - это нарушение кровообращения головного мозга. Атеросклероз сосудов головного мозга вызывает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга и нарушение его работы, в том числе ухудшение памяти. В последнее время атеросклероз стал частой причиной ухудшения памяти у молодых людей, хотя ранее выявлялся преимущественно у пожилых. К тому же это является провоцирующим фактором развития острого нарушения мозгового кровообращения. Инсульт мозга развивается в той или иной зоне мозга, прекращая доступ к ней крови практически полностью. Это грубо нарушает функции этих зон и память в их числе.
Сходную симптоматику можно наблюдать и при сахарном диабете. Одним из грозных осложнений его является ангиопатия - поражение сосудов, при котором отмечается утолщение стенки сосудов и закрытие мелких сосудов. Это ведет к нарушению кровообращения всех органов, в том числе и головного мозга, и как следствие, ухудшается память.
Ухудшение памяти может быть первым признаком заболеваний щитовидной железы, связанных с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз). Последние на 65% состоят из йода. Снижение памяти в этом случае сочетается с повышением массы тела, появлением депрессии, апатии, отеков, слабости мышц, раздражительностью. Для профилактики йододефицита в первую очередь следует скорректировать рацион, добавив туда такие продукты, как йодированную соль и молокопродукты (последние предпочтительнее), морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.
Менингит (воспаление оболочек мозга) и энцефалит (воспаление вещества мозга) накладывают отпечаток на работу всего органа в целом. Чаще всего причиной их бывают нейротропные - поражающие нервную систему бактерии и вирусы. К счастью, эти заболевания хорошо лечатся при своевременном обращении к врачу, но как последствие могут остаться нарушения памяти.
А вот дегенеративные заболевания головного мозга, самым известным из которых является болезнь Альцгеймера, очень плохо поддаются лечению. Болезнь характеризуется постепенным и неуклонным снижением памяти, а затем и интеллекта вплоть до потери ориентации в окружающей обстановке и невозможности самообслуживания. Это заболевание чаще всего отмечается у пациентов в возрасте 70-80 лет. Начинается оно постепенно и незаметно. И первым признаком как раз служит снижение памяти и внимания. Человек легко забывает последние события, часто подменяя их воспоминаниями о прошлом. Изменяется характер человека, он становится требовательным, апатичным, эгоистичным. В дальнейшем, при отсутствии лечения, пациент теряет полностью ориентацию в пространстве и времени, не может назвать сегодняшнее число, теряется в знакомом месте, считают себя маленькими детьми, не понимают, где они находятся, не узнают близких людей. Считается, что к болезни Альцгеймера существует наследственная предрасположенность. Болезнь неизлечима, но при начатом на ранней стадии лечении, можно добиться длительного легкого течения без ухудшения состояния.
Не все ухудшения памяти можно соотнести с локальным поражением головного мозга. Иногда человек неосознанно старается забыть тревожные мысли, неприятные события, обидные слова. Это механизмы защиты. Их довольно много. И в том случае, если человек постоянно применяет один из этих механизмов, то это может быть расценено им и окружающими как проблемы с памятью. Тем более, те негативные эмоции, которые «вытеснены», или «забыты» оказывают негативное влияние на организм, выливаясь в нервоз, немотивированную агрессию и т.д.
Лечение ухудшения памяти
Лечение ухудшения памяти зависит, естественно, от причины, ее вызвавшей. Возможно применение лекарственных препаратов, но ни один из них не может быть назначен самостоятельно без врачебного контроля. При нарушениях памяти специалисты часто рекомендуют прием ноотропных препаратов.
В лечении используются:
Билобил;
Глицин;
Аминалон;
Пантогам;
Пирацетам.
Как правило, курсы лечения довольно длительные. Параллельно принимают мультивиамины. Подробнее о лекарствах для улучшения памяти с дозировками и курсами приема >>
Возможно применение физиотерапевтических методов, например электрофорез с интраназальным (черезносовым) введением препаратов глютаминовой кислоты.
Психолого-педагогическая коррекция также с успехом применяется для помощи пациентам с ухудшением памяти. С помощью педагога пациент учится запоминать, используя другие функции мозга вместо пораженных. Например, если человек не может запомнить слова, произнесенные вслух, то, представив зрительный образ, означающий то же слово, запоминание возможно. Это трудная, долгая, кропотливая работа. Необходимо не только научиться запоминать с помощью других связей в головном мозге, но и довести этот процесс до автоматизма.
Данный симптом представляет опасность только как неблагоприятный прогностический признак, указывающий на прогрессирование другого заболевания. К тому же это нарушает социальную адаптацию пациента, ухудшает его качество жизни.
К какому врачу обратиться при ухудшении памяти
Если вы подозреваете у себя нарушение памяти, то вам стоит обратиться к неврологу, нейропсихологу или терапевту, которые проведут дополнительное обследование. Но кое-что вы можете сделать сами и начать прямо сейчас.
Известно, что чаще всего, когда пациент жалуется на нарушение памяти, на поверку оказывается, что основная причина - в нарушении внимания.
Это очень свойственно пожилым людям и школьникам. События и информация недооцениваются, воспринимаются мимолетно, особенно если ситуация привычна человеку. И такое положение дел довольно трудно переломить. Единственный выход - постоянная работа над собой, тренировка внимания и памяти: фиксируйте важные данные на бумаге, ведите дневник, овладейте устным счетом в совершенстве.
Такой метод тренировки работы мозга хорошо описан в книге американского профессора Лоуренса Катца. Эти упражнения активизируют работу мозга, способствуют созданию новых связей и ассоциаций, задействуют различные отделы мозга.
Вот некоторые из этих упражнений:
- Старайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
- Если вы правша, попробуйте делать что-то левой рукой (для левши - правой): причесываться, писать, чистить зубы, надеть наручные часы на другую руку.
- Освойте шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) или язык жестов, хотя бы азы.
- Научитесь печатать на клавиатуре всеми десятью пальцами.
- Освойте новый вид рукоделия.
- Научитесь различать монеты разного достоинства наощупь.
- Читайте статьи о том, чем раньше никогда не интересовались.
- Старайтесь бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми.
- Пытайтесь говорить на незнакомых языках.
Мозг тоже постоянно нуждается в тренировках. И помните, что то, насколько долго Вы будете «в здравом уме и твердой памяти» зависит в большей степени от Вас.
Москвина Анна Михайловна, врач-терапевт
Комментарии
Запоминаю-не запоминается или забывается. Но, так не всегда. Однако, очень часто.
Трудно воспринимать материал.
Учусь
Заранее спасибо за ответ
Что вот это такое? Куда пропала память?
Заранее спасибо за ответ
Заранее спасибо за ответ