Плоскостопие у детейПлоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся изменением высоты и положения ее свода.  Вы, наверное, обращали внимание, что стопа у человека не ровная, а с длинной, характерной формы ямкой.  Она появляется за счет такого соединения костей, которое помогает пружинить при ходьбе. В свою очередь такая "пружинность" обеспечивает смягчение нагрузки на суставы и позвоночник при каждом шаге, амортизирует удар. Именно поэтому важно, чтобы у ребенка сформировался правильный свод и не было плоскостопия.

В каком возрасте ставят диагноз плоскостопие?

Правильный свод стопы начинает формироваться у ребенка к году, когда он начинает вставать на ножки и ходить. В этот период ни один, даже самый хороший врач не определит, будет ли у ребенка плоскостопие. Стопа у малыша до года почти плоская, с небольшой ямкой. Из-за развития жирового слоя ножка может казаться совсем плоской. В три года свод стопы уже более сформирован, но диагноз плоскостопие в этом возрасте так же еще ставить не правомочно, а вот если стопа остается плоской в 5 лет, то можно говорить о плоскостопии.

Реже у детей встречается пяточно-вальгусная стопа (очень широкая и распластанная), которая видна с рождения, а также наиболее распространённая вальгусная стопа, заметная уже с возраста, когда ребёнок начинает стоять и ходить (9-12 месяцев). К возрасту 3 лет такие стопы  становятся чаще всего плоско-вальгусными, т.е разновидностью плоскостопия.

Вальгусная стопа

Причины плоскостопия у детей

Наследственная слабость связок, в том числе дисплазия соединительной ткани, а также неправильное врождённое вертикальное расположение таранной кости в голеностопном суставе, слабость мышц - все это причины, по которым у ребенка может развиться плоскостопие. 

Бывает и так, что плоскостопия не было, и вдруг к возрасту 6-7 лет оно появилось. Причиной этого чаще всего могут быть травмы или длительная иммобилизация конечностей (в гипсе, к примеру, или при постельном режиме). Реже причиной могут стать заболевания, вызывающие мышечную слабость (в том числе генетические нарушения).

Как определить, есть ли у ребенка плоскостопие?

Существует такой метод как плантография – это получение отпечатка стопы. Стопу смазывают специальной краской и делают отпечаток на ровной поверхности. Если мокрый отпечаток размытый, без выемки, это может указывать на плоскостопие. По плантограмме определяют и степень плоскостопия у детей. С возраста 12-14 лет это делают по рентгеновскому снимку.

Как лечить плоскостопие?

Если плоскостопие врожденное, то, увы, успешных методов лечения его у детей пока не разработано. Но уменьшить его, а также исправить на ранних этапах помогает правильно подобранная ортопедическая обувь, подокорректоры (лечебные или лечебно-профилактические стельки), лечебная физкультура, массаж. Те же самые принципы применяются и для профилактики, и для лечения любого плоскостопия.

Как правило, если систематически заниматься ребенком, к 6-7 годам плоскостопие может уйти, если это не врожденный его вариант.

Обувь для лечения и профилактики плоскостопия

При выраженном плоскостопии необходима индивидуальная ортопедическая обувь, сделанная "под ножку". Ребенок растет и обувь так же нужно менять под размер ноги и ее изменившийся рельеф.

При неявно выраженном плоскостопии и для его профилактики подойдет просто качественная фабричная обувь с небольшим каблучком (3-5 мм) и правильной стелькой. Обувь желательно покупать с высоким, жёстким задником, который фиксирует пятку и голеностопный сустав. Подошва должна быть умеренно жёсткой, то есть гнуться, но с усилием. По поводу супинаторов: когда ребёнок только начал ходить, обычно супинаторы не нужны, поскольку при нормальном развитии стопы или несильно выраженной вальгусной стопе ребёнок может начать косолапить из-за супинаторов. После 1,5 лет можно покупать обувь с небольшим профилактическим супинатором, который будет удерживать стопу в правильном положении. Босоножки и сланцы детям с проблемной стопой противопоказаны.

Босиком по полу и по коврам детям с плоскостопием ходить категорически не рекомендуется. Но если ковер с длинным ворсом, который имитирует траву, то можно по нему пройтись и босичком. Обязательна ходьба босиком по неровным поверхностям. Для этого используют массажные коврики, разбросанные камушки (округлая галька), мелкие округлые игрушки, крупные пуговицы, даже подойдут старые большие канцелярские счёты. В детских садах просто обязана быть "дорожка здоровья" такого плана. Лазание по шведской стенке так же пойдет на пользу. Естественно, заниматься необходимо систематически, каждый день на протяжении месяцев и даже лет. Без укрепления мышц стопы плоскостопие никак само не пройдет. Летом, если вы выезжаете с ребенком за город, идеальной будет ходьба босиком по земле, траве, песку, гальке. 

Плоскостопие у детей

Питание при плоскостопии

Если у ребенка нехватка кальция или витамина Д, плоскостопие может быть одним из симптомов недостатка питания. Поэтому пища должна быть полноценной, овощи и фрукты, молочные продукты  обязательны каждый день, как и пребывание на солнце, в особенности зимой.

Гимнастика от плоскостопия

Существует  целый комплекс упражнений гимнастики от плоскостопия - детская  йога  А.Бокатова.  Автор предлагает четыре комплекса упражнений для борьбы с плоскостопием. Можно выбрать какой-либо один из них и заниматься только одним комплексом, но лучше освоить все, тем более, что некоторые упражнения в них совпадают и выполнять их, чередуя. Так и ребенку не будет скучно делать каждый день одни и те же упражнения на протяжении нескольких месяцев.

Выполняются упражнения без обуви. Чтобы избавиться от плоскостопия — не менее 4–6 месяцев ежедневно. Для профилактики режим выполнения устанавливайте произвольно.

Комплекс упражнений от плоскостопия №1.

1. Развороты стоп. Выполняется, изначально сидя на стуле, затем стоя на полу. Ноги на ширине плеч. Разворачиваем стопы на одной прямой линии сначала пятка к пятке, затем носок к носку. Рукой можно держаться за спинку стула. Можно чуть присесть. Выполнять не менее 10 раз.

2. Стопы на ребрах. Сидя на стуле, а затем стоя, разворачиваем стопы на наружную сторону подошвы (на внешние ребра стоп), а за тем на внутреннюю. Выполнять 10 раз.

3. Вращение стоп. Сидя на стуле, поставить стопы на ширину плеч пятками на пол. Вращать стопы в разные стороны. Направления вращения менять. То же самое выполнять стоя, держась за спинку стула. Выполнять 10 раз.

4. Массаж ног. Вначале — поглаживания; после — растирания и разминания; в конце — снова поглаживание. Движения во время массажа направлены от периферии к центру, от ногтей пальчиков к голени. 

5. Подъем на ноги. Сидя на стуле, а затем на полу поднимаемся на ноги, опираясь на наружный свод стоп. При подъеме с пола можно помогать себе руками. Выполнять 10 раз.

6. Подъемы на носках и пятках. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Медленные подъемы на пятках и носках — по 10 раз. Затем то же на одной ноге и на другой.

7. Подъемы с одной линии. Стопы на одной линии, носки в стороны. Подъемы на носках и пятках (по 10 раз):
а) расположив стопы носками внутрь;
б) расположив стопы носками наружу.

8. Низкий сед. Встаем прямо. Делаем выпад ногой вперед. Затем разворачиваемся на 180°, поменяв опорную ногу. Спина должна быть прямой. Выполняем 10 раз.

9. Балетный шаг. Ходьба на месте. При этом ноги сгибаются в коленях, стопы смотрят слегка вовнутрь. Бедра как можно сильнее раскачиваются в стороны — вправо и влево. Носки от пола не отрываем. Грудь вперед, плечами не шевелим. Выполняем в быстром темпе 20–40 с.

10. Подъемы ног. Сидя на стуле, поднимаем поочередно одну и другую ногу как можно выше. Нога прямая. Фиксируем ногу пяткой или носком вперед. Выполняем 10 раз.

11. Подъемы обеих ног. То же, что и в упражнении 10, только поднимаем две ноги.

12. Ходьба. Делаем по 30–50 шагов: на пятках, на носках, на внутренних ребрах стоп, на внешних ребрах стоп.

13. Гусиный шаг. Выполняем на полуприседе, ноги волочим по полу.

14. Упражнения с палкой. Берем круглую палку длиной 1,5 м и диаметром 3 см.
а) катание папки по полу 5–10 мин, отдельно каждой ногой и двумя ногами вместе, сидя и стоя;
б) ходьба боковыми шагами по палке от края до края так, чтобы палка располагалась посреди стопы поперек нее;
в) ходьба вдоль по палке вперед носкам, обратно пятками.

Комплекс упражнений по Ю. Ямпольской

Каждое упражнение выполнять по два-три раза.

1. «Каток». Ребенок катает взад-вперед мяч, скалку или бутылку сначала одной ногой, а потом другой.

2. «Разбойник». Ребенок сидит на полу, согнув ноги. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него. Пальцами то одной, то другой ноги он старается подтащить под стопу разложенную на полу ткань, на которой лежит груз, например камень.

2. «Маляр». Ребенок сидит на полу, вытянув ноги. Большим пальцем одной ноги он гладит («красит») другую ногу от большого пальца к колену. Выполняется то одной, то другой ногой попеременно.

4. «Сборщик». Ребенок сидит на полу, согнув ноги. Пальцами то одной, то другой ноги он собирает разложенные на полу предметы (игрушки, карандаши, камешки и т. д.), складывая их в кучки.

5. «Художник». Ребенок, сидя на стуле, карандашом, зажатым в пальцах одной ноги, рисует различные фигуры на листке ватмана, придерживая его другой ногой.

6. «Гусеница». Ребенок сидит на полу, согнув ноги. Пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятки вперед к пальцам, затем распрямляет их и повторяет движения до тех пор, пока ноги не разогнутся и пальцы не перестанут касаться пола. Выполняется обеими ногами одновременно.

7. «Кораблик». Ребенок сидит на полу, согнув ноги и прижав их подошвами друг к другу. Он старается развести колени в стороны, насколько это возможно.

8. «Серп». Ребенок сидит на полу, согнув ноги. Поставив пятки на пол на расстоянии 20 см друг от друга, он сперва сближает согнутые пальцы ног, а затем разводит их в стороны. Пятки при этом остаются на месте.

9. «Мельница». Ребенок сидит на полу, вытянув ноги. Не касаясь пятками пола, он описывает вытянутыми ступнями обеих ног круги справа налево и слева направо.

10. «Окно». Ребенок, стоя, сводит и разводит выпрямленные ноги. Стопы при этом не отрываются от пола.

11. «Барабанщик». Ребенок сидит на полу, согнув ноги. Не касаясь пятками пола, он постукивает по полу пальцами, постепенно вытягивая ноги.

12. «Хождение на пятках». Ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами ног.

Комплекс упражнений № 3.

1. Исходное положение — сидя на стуле, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены. Поднимаем носки и опускаем. 10–20 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

2. ИП то же. Поднимаем и опускаем пятки. 10–20 раз. Дыхание свободное.

3. ИП то же, ноги соединить. Разводим носки ног в стороны и сводим, не отрывая стопы ног от пола. 10–20 раз.

4. ИП то же. Разводим и сводим пятки, не отрывая ног от пола. 10–20 раз.

5. ИП то же. Одновременно поднимаем носок правой ноги и пятку левой, затем наоборот. 10–20 раз. Темп быстрый. Дыхание свободное.

6. ИП то же. Не отрывая стопы от пола, одновременно разводим носки в стороны, затем пятки, передвигая таким образом ноги на 6–8 счетов, после чего возвращаемся в исходное положение. Делаем 4–6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.

7. ИП то же, под стопами гимнастическая или любая другая палка диаметром 5–8 см. Прокатываем палку стопами от носков до пяток и обратно в течение одной минуты. Прокатывая, стараемся, чтобы палка была плотно прижата к подошвам стоп. Темп средний. Дыхание свободное.

8. ИП то же, стопы ног соединены, под сводом стоп палка. Разводим стопы, сводим их, стараясь не отрывать сводов стоп от палки. 10–20 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

9. ИП то же, под стопами ног резиновый мяч. Прокатываем мяч от носков до пяток и обратно в течение одной минуты. Прокатывая мяч, старайтесь, чтобы стопы плотно прижимались к мячу. Темп средний. Дыхание свободное.

10. ИП то же, стопы ног на полу. Подгибаем пальцы и, не отрываясь от пола, передвигаем пятки вперед (по типу «червячка») на 6–8 счетов, а затем, подгибая пальцы, так же возвращаемся в исходное положение. Темп средний. Дыхание свободное.

11. ИП то же. Ходьба, сидя на месте с подогнутыми пальцами, на наружном крае стоп — 20–30 с; разогнув пальцы, ходьба 15 с на пятках и 15 с на носках; ходьба на полной стопе 30 с. Темп медленный. Дыхание свободное.

12. ИП то же, правая нога лежит на колене левой ноги. Выполняем круговые движения в голеностопном суставе правой ноги по часовой и против часовой стрелки, по 10 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. Повторяем то же левой ногой.

13. ИП — стоя, руки опущены. Ходьба с подогнутыми пальцами стоп 30 с; ходьба с подогнутыми пальцами стоп на наружном крае стопы 30 с; ходьба на пятках 30 с, ходьба на носках 30 с; ходьба на полной стопе 30 с. Темп средний. Дыхание свободное.

14. ИП — правая нога, согнутая в колене, стоит в упоре о край табурета.
а) правой рукой опустить мизинец вниз, левой поднять безымянный палец вверх, затем наоборот, проработать все пальцы по 6 раз каждый;
б) держа левой рукой пятку, правой рукой поднять и опустить все пальцы вверх и вниз, 4–6 раз;
в) растирать подошву и тыльную сторону стопы от пальцев до голеностопного сустава — 20 с;
г) пальцами обеих рук разминать и растирать основания пальцев ног с подошвенной стороны — 30 с, затем растирать и разминать пятки — 30 с;
д) массировать поглаживающим приемом двумя руками стопу со всех сторон от носка к голеностопному суставу — 30 с;
е) обхватить кистями рук правую ногу в области лодыжек и делать глубокое массирующее поглаживание от голеностопного до коленного сустава — 10 раз, затем выполнить в том же направлении разминание — 10 раз и снова поглаживание — 10 раз;
ж) так же массировать бедро — от коленного сустава до паховой области, повторяя каждый прием 10 раз;
з) в завершение массируется двумя руками со всех сторон нога целиком — от голеностопного сустава до паховой области приемом поглаживания — 10 раз.
То же повторяется на левой ноге.

Комплекс упражнений № 4

1. Сгибание и разгибание пальцев ног. 12–15 раз.

2. Движение большого пальца стоп вверх, остальных — вниз. Если не получается, помогите руками. 5–6 раз.

3. Ходьба на носках (5 шагов), затем на пятках (5 шагов), потом один шаг на носке правой и на пятке левой ноги, а следующий шаг — наоборот. 8–10 перекрестных шагов.

4. Захваты пальцами различных предметов (комки бумаги, тряпичные игрушки, кубики, карандаши), перекладывание их в другую ногу, подбрасывание вверх. Постепенно мягкие игрушки заменять на более жесткие, в том числе резиновые.

5. Ходьба на наружном крае стопы. 15–20 шагов, до усталости.

6. Катание стопой скакалки (в продольном и поперечном направлениях), теннисного мяча (в круговом направлении) — по 3–4 мин каждой ногой. Вначале делать сидя, а через 2–3 недели — стоя.

7. Ходьба с перекатом стопы и легким «подпрыгиванием» при переходе на носок (утрированная походка «попрыгунчик») — 3–4 серии по 15–20 шагов с непродолжительной спокойной ходьбой между сериями.

8. В положении лежа на спине сгибание-разгибание ног («велосипед»), удерживая пальцами какой-либо предмет. Старайтесь, чтобы бедра были в вертикальном положении, а движения выполнялись расслабленно. 2–3 мин.

Любой выбранный  комплекс упражнений должен занять 25–30 мин и не вызывать сильной усталости.

Кроме выполнения данных комплексов, для лечения и профилактики плоскостопия рекомендуется практиковать и другие комплексы физических упражнений, например, на развитие гибкости. Из видов спорта подойдут ребенку те, где нет прыжков и нагрузки на стопу - это плавание, разного рода борьба, конный спорт, художественная гимнастика.