В последнее время все чаще и чаще встречается в педиатрической практике термин «повышенное внутричерепное давление». С одной стороны – длинный и пугающий. Но с другой – стоит разобрать все грани этого сложного синдрома, чтобы в дальнейшем Вы, уважаемые родители, не выходили из педиатрических кабинетов с испугом на лицах, и мыслями о том, что с Вашим малышом приключилось что-то очень страшное, и современная медицина бессильна.

Так что же это такое – повышенное внутричерепное давление (синонимы - внутричерепная гипертензия, гипертензионный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром)?

Для начала давайте разберемся с понятием «внутричерепное давление»  в общем. Итак, имеем черепную коробочку, в которой находится мозг. И имеем хребет с хребетным каналом, где расположен спинной мозг. Головной и спинной мозг покрыт тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Твердая оболочка образует широкий продолговатый мешок цилиндрической формы, который спускается вниз, к позвоночнику, где на уровне первого-второго поясничного позвонков образуется конечная цистерна, наполненная спинномозговой жидкостью (ликвором). Паутинная оболочка свободно покрывает мозг. Между ней и твердой мозговой оболочкой располагаются субдуральные пространства, имеющие вид капиллярных щелей. Между паутинной и мягкой оболочками располагаются подпаутинные пространства. Они имеют вид полостей, заполненных спинномозговой жидкостью. Мягкая оболочка тесно соприкасается с внешней поверхностью мозга.

Ликворные пространства образуют желудочковая система и подпаутинное пространство головного и спинного мозга. Желудочковая система, в свою очередь, состоит из четырех желудочков – двух боковых, третьего и четвертого. Боковые желудочки сообщаются с третьим посредством межжелудочкового отверстия, третий и четвертый – посредством водопровода мозга, а четвертый желудочек с подпаутинным пространством – посредством боковых отверстий.

Циркуляция ликвора в ликворной системе

Циркуляция ликвора в ликворной системе

Основным источником продукции спинномозговой жидкости являются сосудистые сплетения желудочковой системы. Ликвор образуется всегда, выполняет ряд важных функций (механическая защита мозга, регуляция внутричерепного давления, экскреторная и транспортная функции, иммунологический барьер), всегда находится в движении в желудочковой системе, омывает головной и спинной мозг, и всасывается обратно в кровь через венозные синусы. Таким образом, постоянное образование и всасывание спинномозговой жидкости создает в черепа каждого здорового человека внутричерепное давление. Оно, в свою очередь, не является стабильной величиной, и может меняться в зависимости от эмоционального состояния ребенка, физической активности, метеорологических условий, температуры тела, различных заболеваний.

Но все-таки, не с неба же упало на нас это самое «повышенное внутричерепное». Есть для него свои, конкретные - и причины, и проявления, и методы диагностики, и лечение. Главное, уяснить, что это – не самостоятельное заболевание, а всего лишь симптомокомплекс, набор различных признаков, характерных для большого количества заболеваний, и у детей разного возраста тоже может проявляться по-разному.

Таким образом, повышенное внутричерепное давление – это повышенное давление в полости черепа.

Причины повышенного внутричерепного давления у детей

Наиболее частыми механизмами, которые провоцируют повышение ВЧД, являются либо чрезмерное выделение ликвора, либо недостаточная всасываемость, либо в ликворной системе есть некий барьер, который препятствует оттоку спинномозговой жидкости (окклюзионная гидроцефалия).

Эти механизмы, в свою очередь, спровоцированы рядом внешних и внутренних факторов. Среди них наиболее значимыми являются внутриутробная гипоксия (состояние, когда плод не получает достаточное количество кислорода, находясь еще в утробе матери), асфиксия новорожденных (патологическое состояние, при котором в легких нарушается газообмен между кислородом и углекислым газом, в результате чего в организме возникает дефицит первого и избыток второго), родовые и более поздние черепно-мозговые травмы, бактериальные и вирусные инфекции (менингит – воспаление оболочек мозга, энцефалит – воспаление головного мозга), нарушение оттока венозной крови из полости черепа, врожденные особенности строения центральной нервной системы (например, аномалия Арнольда - Киари – смещение мозжечка и продолговатого мозга со сдавлением головного мозга в большом затылочном отверстии), экзо- и эндогенные отравления.

Симптомы повышенного внутричерепного давления у ребенка

Синдром внутричерепной гипертензии у новорожденного проявляется выбуханием и напряжением родничка, расхождением швов между костями черепа, изменениями поведения (ребенок беспокойный, вскрикивает), дрожанием, судорогами, рвотой или срыгиваниями (не связанными с приемом пищи, чаще по утрам), различными глазными симптомами (косоглазием, горизонтальным нистагмом, симптомом Грефе), гиперестезией (повышенной болевой чуствительностью), нарушением сознания разной степени тяжести (оглушенность, сопор, кома). В первый год жизни надо следить за увеличением окружности головы. Если патологический процесс сохраняется, и не проводится адекватное лечение – это грозит появлением в дальнейшем у ребенка умственными нарушениями, слепотой, параличами.

Дети постарше жалуются на боли головы распирающего характера, головокружения, тошноту, которая усиливается во время активных движений, рвоту.

Ни один симптом в отдельности нельзя рассматривать, как явный признак внутричерепной гипертензии, но если их несколько – это уже веский повод обратится к Вашему педиатру и обследовать малыша.

Обследование ребенка при подозрении на повышенное внутричерепное давление

Методы инструментального обследования при подозрении на повышенное внутричерепное давление могут включать:

- нейросонографию – УЗД головного мозга через переднее (большое) темечко – определяют макроструктуру мозгового вещества, его эхогенность, размеры и форму ликворных пространств.

- доплерографию – дает возможность оценить интенсивность кровотока в сосудах головного мозга, выявить окклюзию (закупорку) сосуда.

- аксиальная компьютерная томография – базируется на последовательном сканировании органа тонким пучком ренгеновских лучей под разными углами. При СВЧГ на графических срезах головного мозга видно расширение желудочкового комплекса и подпаутинного пространства

- магнито-резонансная томография – метод диагностики, основанный на воздействии на ткань организма магнитным полем и радиоволнами. Позитивен тем, что при данном методе диагностики отсутствует ионизирующее излучение. Дает возможность оценить нарушения макроструктуры мозговой ткани, размеры и степень расширения ликворных пространств, выявить зоны повышенной и пониженной плотности мозговой ткани.

- люмбальная пункция – введение иглы между поясничными позвонками в спинной мозг с целью получения образца ликвора или в лечебных целях. При повышенном ВЧД наблюдается повышение давления СМЖ при вытекании, белково-клеточная диссоциация.

- рентгенография черепа – позволяет выявить остеопороз спинки турецкого седла, усиление сосудистого рисунка, расхождение швов, пальцевые вдавления на костях черепа.

- офтальмоскопия – осмотр глазного дна – позволяет определить наличие застоя дисков глазных нервов.

Эти методы помогают найти симптомы, соспровождающие повышение внутричерепного давления, но: методом, позволяющим точно сказать, что: «Да, у Вашего ребенка внутричерепное давление ПОВЫШЕНО!», является только инвазивный метод прямой манометрии с пребыванием датчика в подпаутинном и субдуральном пространствах. Как вариант – можно провести серийную манометрию во время спинно-мозговой пункции с введением в субдуральное пространство стандартного объема изотонического раствора натрия хлорида. Такой метод позволяет изучить эластичность черепно-мозговых структур. Среди неинвазивных методов стоит выделить определение пульсации темечка с помощью монитора Ladd с использованием волоконной оптики.

Согласитесь, уровень доступности даных методов в обычной, рядовой детской поликлинике очень и очень низкий. Поэтому на просторах стран СНГ мы можем смело говорить про гипердиагностику повышенного внутричерепного давления, которое, как мы уже выяснили, по своей сути не является даже диагнозом как таковым.

Расширенные желудочки на томограмме

Расширенные желудочки на томограмме.

Лечение повышенного внутричерепного давления у детей в домашних условиях

Лечить внутричерепную гипертензию у детей можно, и нужно, просто желательно без фанатизма относиться к длиннющим спискам препаратов, с которыми выходят мамы и папы из кабинетов детских поликлиник. При лечении внутричерепной гипертензии, которая не сопровождается стойким увеличением объема спинномозговой жидкости, мочегонные препараты могут не назначаться.

В таких случаях показаны массаж, лечебная физкультура, плавание, правильное питание, корекция режима дня, постоянное общение малыша с родителями. И поверьте, результаты такого лечения ничуть не хуже, чем ноотропами и сосудисто-актвными препаратами в разных формах и дозах.

В более тяжелых случаях призначают препараты, способствующие оттоку жидкости из мозга. Большую популярность приобрели диуретики (диакарб, триампур), но также можно дать ребенку отвар петрушки, сельдерея, тминный чай, обладающие мочегонным действием. Также применяют лечение, направленное на улучшение кровообращения и питания мозга («ноотропы» – пирацетам, луцетам, кортексин, цераксон, церебролизин, и «сосудистые препараты» - сермион, ницерголин, никотиновая кислота, кавинтон).

Оперативное лечение применяют в тяжелых случаях, если точно определена причина повышения внутричерепного давления у ребенка. Так, при гидроцефалии применяют шунтирующие операции, при которых  избыток спинномозговой жидкости отводится из полости черепа. Если обнаружена опухоль -  производится ее удаление, при нейроинфекциях вводятся антибиотики.

Перспективы лечения гидроцефалии зависят от причин. Прогностически наиболее неблагоприятны гидроцефалии, связанные с инфекцией, или вызваные опухолями головного мозга. Нелеченная гидроцефалия имеет высокий процент смертности – 50-60%. Большинство детей, выживших в течении года, в дальнейшем имеют различные перспективы для нормальной продолжительности жизни, обучаемости, нормального интелектуального, физического развития, зависящие от степеня тяжести заболевания. Примерно треть из них будут интелектуально развиты, при этом будут сохранены неврологические очаговые или общемозговые симптомы (параличи, парезы, судороги, нарушения речи).

Важно проводить последующие обследования ребенка на протяжении всего детства, чтобы иметь возможность вовремя обнаружить и скорректировать обнаруженные проблемы.

Одним из важнейшых пунктов нормального лечения является психо-эмоциональная поддрежка ребенка. Частые походы к педиатрам и обследования негативно влияют на детску психику. Ваш малыш должен знать, что он не отличается от других детей, просто на даный момент есть маленькая проблемка, которую можно и нужно исправить. Ведь развитие самооценки и самоуважения начинается в младенческом возрасте, поэтому именно от родителей зависит, насколько они будут развиты, и как они повлияют на дельнейшее качество жизни ребенка. Не бойтесь советоватся с врачами, психологами, педагогами – когда дело касается наших детей, мы часто бываем субьективны. Посторонние люди - квалифицированные специалисты дадут ценные, и, что важно - объективные советы, касающиеся общения, воспитания и эмоциональной поддержки.

Для родителей важно суметь помочь ребенку воспринимать себя объективно и позитивно.

Помогите ребенку понять его болезнь, причины, и то, как она влияет на его жизнь на каждом этапе. Так, малыш сможет в дальнейшем правильно обьяснить это другим детям, чтобы избежать «дразнилки». Поощряйте развитие эффективных социальных навыков через интересы, хобби и различные виды деятельности. Обеспечьте возможности широкого социального общения со сверстниками – как здоровыми детьми, так и с инвалидами.

Необходимо также родительская работа с педагогами. Как правило, эти дети интелектуально на равне со здоровыми, но при наличии физических дефектов могут требовать облегченной формы школьной нагрузки, особенно на занятиях физкультурой.

В режиме дня важно свести к минимуму «общение» с телевизором и компютером. Ребенку необходимы побольше свежего воздуха и умеренной физической активности, масаж, лечебная физкультура, плавание.

Поощряйте ребенка к независимости. Взложите на него обязанности в пределах его возможностей. Это поможет ему чувствовать себя не ущемленным, а социально значимым, а в дальнейшем - выбрать вид деятельности, соответствующий его способностям.

Врач Андрианна Павлюк

Комментарии  

#8 ЧеребнойЗакир 19.09.2017 04:17
Моему сыну 6 месяцев как личит надо
#7 вчднаташа 24.10.2014 17:58
моему сыну 9 лет и у нас вчд и постоянно он жалуется на головные боли что делать и как быть!....лечени е прошли у нервапотолога.. .
#6 ВЧД У ДЕТЕЙАльбина 05.02.2014 06:14
Моему сыну 5.5 лет .. у него с рождения ВЧД мы наблюдаемся у невропотолага и нам помагает специалист. ПРОСТО НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ СПЕЦ.ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ПРОЙТИ ВСЕ СТУПЕНИ ЗАБОЛЕВАНИЕ.
#5 ГидроцефалияОльга_36 28.01.2014 11:35
Цитирую Татьяна:
Цитирую ОЛЬГА:
МОЕМУ СЫНУ 5 ЛЕТ У НАС ОКРУЖНОСТЬ 94СМ РОСТЕТ ДЕАКАРБ НЕ ПОМОГАЕТ ,МОЧЕГОННЫЕ ОТ ПИЕЛОНЕФРИТА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРДЕАПОТИЯ РЕБОКСИН АСПОРКАМ

Ольга, у меня тоже сын и у нас тоже гидроцефалия на 4 года мы делали шунтирование. на тот момент нам не было и 3 месяцев.



Ольга, а чем Вам предлагали измерять ВЧД? Известны ли цифры?
#4 ГидроцефалияТатьяна 21.11.2013 18:09
Цитирую ОЛЬГА:
МОЕМУ СЫНУ 5 ЛЕТ У НАС ОКРУЖНОСТЬ 94СМ РОСТЕТ ДЕАКАРБ НЕ ПОМОГАЕТ ,МОЧЕГОННЫЕ ОТ ПИЕЛОНЕФРИТА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРДЕАПОТИЯ РЕБОКСИН АСПОРКАМ

Ольга, у меня тоже сын и у нас тоже гидроцефалия на 4 года мы делали шунтирование. на тот момент нам не было и 3 месяцев.
#3 ГИДРОЦЕФАЛИЯ ДЕКАМПЕНСАТОЛЬГА 28.06.2013 10:19
МОЕМУ СЫНУ 5 ЛЕТ У НАС ОКРУЖНОСТЬ 94СМ РОСТЕТ ДЕАКАРБ НЕ ПОМОГАЕТ ,МОЧЕГОННЫЕ ОТ ПИЕЛОНЕФРИТА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРДЕАПОТИЯ РЕБОКСИН АСПОРКАМ
#2 ВЧД У ДЕТЕЙАЛСУ 12.05.2013 17:24
Моей дочке 11 месяцев. у нс вчд мы два раза лечились и вроде все прошло. но опять же упали головой. час уже не знаю что будет в года опять будем ЭХО проходить. А если ребенок упадет может опять внутричерепное давление открытся??? кто нибудь может посоветует что делать.
#1 вчд у детей.Людмила Сергеевна 18.02.2013 18:48
Андрианна, спасибо за статью. Проблема и впрямь распростарненна я. когда моему малышу было 2 года, врачи поставили вчд и причину назвали странную (хотя может это я так думаю), в том что во время беременности я принимала витамины с содержанием кальция, из-за этого быстро зарос родничок и мозг растет а кости уже срослись (это простым языком)... сейчас постоянно наблюдаемся у невропотолага, нам уже 4, улучшения есть благодаря тому, что поменяли место жительства (вот так банально).
у старшего сына (16 лет) головные боли на фоне подросткового взросления, напряженной учебы. ему тот же невропотолог выписал вазобрал. пока сильных сдвигов нет, пьем только вторую неделю, но сказал что устает меньше, перестал конфликтовать с новыми одноклассниками , спокойнее стал.
вообще скажу так, нет ничего хуже, чем болеющие дети. дай боже мои малчьики перестанут мучаться от головной боли, ведь они еще совсем молодые, еще наболеются в зрелости.