Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самый распространенный среди детей и в то же время самый спорный нейро-психиатрический диагноз. В самом деле, если другие формы нарушения развития, например, аутизм, имеют ярко выраженную специфику, то СДВГ может не вызывать особого беспокойства родителей, пока ребенок не начинает учиться в школе. Да и тогда взрослые грешат на непоседливость или плохое воспитание, и надеются на то, что ребенок «перерастет» детские проблемы.

С другой стороны, осведомленность о синдроме заставляет некоторых родителей подозревать расстройство у сына или дочери при малейших проявлениях невнимательности или повышенной активности, тревожиться и, в свою очередь, повышать тревожность у ребенка.

СДВГ является также предметом яростных споров экспертов-медиков и психологов. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, одни специалисты ставят этот диагноз детям, другие утверждают, что это не болезнь, что СДВГ «изобрели, но не доказали», а его проявления не являются ненормальными, их вполне возможно объяснить влиянием окружения или особенностью личности человека, которому приписывают «расстройство».

Известный американский журналист, в прошлом психотерапевт Том Хартман, сыну которого поставили диагноз СДВГ, даже придумал интересную гипотезу, получившую название «теории охотника и фермера». По мысли Хартмана, поскольку человек в течение первых тысячелетий своей истории был кочевым охотником или собирателем, гиперактивность и импульсивность, а также сфокусированное на одном объекте внимание и небрежение к другим деталям, являлись с эволюционной точки зрения благоприятными адаптивными качествами.

Затем с развитием земледелия этот стандарт постепенно изменился, человечество в целом приспособились к оседлому образу жизни и рутинному производству продуктов питания и других материальных благ, требующему длительного и распределенного внимания. Люди же с СДВГ сохранили в себе некоторые черты охотников. Хартман предложил рассматривать «гиперфокусировку» (способность к особо интенсивному вниманию на объекте интереса при слабости внимания ко всему остальному) как дар или преимущество людей с синдромом, а ряд других характеристик, таких как пренебрежение социальными нормами, слабые организаторские способности, сниженная способность к планированию, нарушения ощущения времени, импульсивность и нетерпеливость – как особенности, связанные с типом личности охотника.

Интересно, что американский антрополог Бен Кэмпбелл изучал кочевой народ Ариаал в Кении и обнаружил, что для его представителей весьма характерна гиперактивность и импульсивность, которые нисколько не мешают, а, наоборот, помогают наилучшей адаптации к их образу жизни.

Диагноз критикуют также исходя из того, что нет никаких твердых биологических маркеров расстройства, нет и однозначного лечения, приводящего к выздоровлению. Учителя же и вовсе по Макаренко связывают симптомы СДВГ с неправильным воспитанием и избалованностью.

Сторонники же выделения СДВГ в самостоятельный диагноз основываются на наличии некоторого комплекса симптомов, которые при определенной степени выраженности приводят к частичной дезадаптации пациента, дезадаптация же свидетельствует о наличии расстройства.

На сегодняшний день победа остается за последними: в международном классификаторе болезней МКБ-10 диагноз СДВГ есть. По данным систематического исследования литературы, проведенного в 2007 году, распространенность СДВГ в мире составляла 5,29 %. Девочки получают диагноз СДВГ в среднем в 3-4 раза реже, чем мальчики.

Российские данные поражают своим колоссальным разбросом: по разным оценкам от этого расстройства страдают от 2% до 47% детского населения нашей страны, и это свидетельствует о том, что грамотные эпидемиологические исследования у нас, к сожалению, не проводились. Есть основания полагать, что наиболее вероятная распространенность в РФ – примерно на том же уровне, что и в других развитых странах.

Какие симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

Для него характерна триада признаков: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.

Нарушение внимания проявляется в том, что ребенок неспособен сосредоточиться на деталях, постоянно отвлекается, допускает ошибки в школьных заданиях, выдающие скорее небрежность, чем отсутствие логики и способности к операциям мышления в соответствии с возрастом. Дошкольник с трудом сохраняет внимание во время игры. Часто складывается впечатление, что он не слушает обращенную к нему речь.

Иногда может показаться, что ребенок не понимает инструкции, задания, потому что он не в состоянии выполнить его от начала до конца, но на самом деле проблема не в слабости мышления, а именно в невозможности для него сколько-нибудь долго концентрировать внимание.

Ребенок может отчаянно сопротивляться выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения, будь то задача по математике или наведение порядка в комнате, но дело не в негативизме или протестном поведении: ему на самом деле это очень трудно и потому требует волевого усилия больше того, что соответствует его возрасту.

К слову сказать, СДВГ бывает не только у детей, но взрослый человек, как правило, способен преодолеть сложности с концентрацией внимания, поэтому окружающие могут не замечать его проблем.

Невнимательность приводит к тому, что ребенок часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, варежки, сменную обувь), забывает дома дневник, тетради, учебники.

Гиперактивность проявляется в неспособности ребенка к тихим, спокойным занятиям. Сидя на уроке или дома при выполнении домашнего задания, он постоянно крутится, встает даже в тех ситуациях, когда предполагается оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность. Часто он пытается куда-то залезть, подвергает себя риску, не умея правильно оценить последствия своих действий.

Некоторые из гиперактивных детей отличаются тем, что никогда не молчат, их словесный поток очень трудно остановить, и это становится особенно заметно в школе, где классно-урочная система предполагает высказывание ученика лишь по просьбе учителя.

Третий критерий синдрома – импульсивность. Ребенок отвечает на вопрос не задумываясь, часто даже не дослушав его. Ему трудно стоять в очереди. Он часто вмешивается в беседы или игры, пристает с разговорами к окружающим. Он совершает рискованные поступки под влиянием внезапно возникшего импульса, не успевая подумать об опасных последствиях, чаще других получает травмы и портит свое или чужое имущество.

Синдром может протекать с преимущественными нарушениями внимания без гиперактивности и импульсивности, и наоборот, гиперактивность и импульсивность могут быть ведущими симптомами при слабо выраженном нарушении внимания. Но в той или иной форме он всегда создает сложности с адаптацией ребенка к школьной жизни, как в плане успеваемости, так и в плане взаимоотношений с одноклассниками.

СДВГ или не СДВГ?

Диагноз СДВГ может быть поставлен, начиная с позднего дошкольного или младшего школьного возраста, поскольку для этого необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе), а также выраженные нарушения в обучении и социализации.

Диагностические критерии  СДВГ по МКБ-10 и DSM-IV

Несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях:
- Нарушения внимания
- Гиперактивность и импульсивность
- Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет
- Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе) несмотря на соответствие общего уровня психического развития нормальным возрастным показателям

Нарушения внимания:

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность:

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, “как будто к нему прикрепили мотор”.
6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность :

7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

При том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью является признанным диагнозом, специалисты, родители, педагоги во многих странах отмечают проблему субъективности постановки диагноза, и в связи с этим – гипердиагностику, либо, наоборот, недостаточность диагностики СДВГ.

Опасно и то и другое: медикаментозное лечение здорового, но несколько непоседливого ребенка, принесет только вред, но страдает и ребенок с реальным расстройством, не получающий адекватной помощи (совсем не обязательно медикаментозной).

Нередко приходится слышать жалобы родителей на педагогов: неумение наладить дисциплину в классе, удержать внимание детей ярким изложением учебного материала, мотивировать их к самостоятельной работе, учителя требуют от родителей неуспевающего ученика принять меры либо по воспитанию, либо по лечению, вплоть до медицинского освидетельствования и соответствующего лечения. Учителя в большинстве своем не понимают, что поведение ребенка с СДВГ во многом зависит и от учителя в том числе.

Как любое нарушение развития, СДВГ имеет биологическую основу, однако в чем она состоит, какие варианты физического нездоровья приводят к синдрому, пока что до конца неясно. Исключение составляет резидуальная форма СДВГ, когда расстройство наступает вследствие физической травмы головного мозга.

Считается, что к СДВГ у ребенка могут привести осложнения в течении беременности у матери или при родах, а также такие заболевания, как астма, повторяющиеся пневмонии, заболевания почек, аллергии, поэтому при постановке диагноза СДВГ необходимо провести всестороннее медицинское обследование и заняться лечением выявленных нарушений, что может привести к снижению симптомов дефицита внимания и гиперактивности.

Есть данные о наличии генетической предрасположенности к СДВГ, однако пока что нет четких представлений о том, мутации каких генов ответственны за возникновения синдрома.

Сравнительно недавно ученые выделили в качестве самостоятельного расстройства нарушение обработки сенсорного импульса (НОСИ). У ребенка (или взрослого) может быть прекрасное зрение, но при этом зрительный сигнал не обрабатывается мозгом должным образом, и он не всегда автоматически сделает шаг в сторону, если видит, что на него двигается крупный объект.

Ребенок может быть неуклюжим и плохо скоординированным, потому что сенсорные сигналы, поступающие в мозг от вестибулярной и тактильной систем, от мышц и суставов (также обладающих глубокой чувствительностью), неправильно обрабатываются центральной нервной системой, которая, в свою очередь, генерирует неадекватный моторный ответ.

В норме наш мозг формирует целостное представление о том, что находится в поле нашего восприятия, интегрируя сигналы, одновременно поступающие от всех чувственных анализаторов. Если этого не происходит, то даже взрослому человеку приходится сильнее напрягать свое внимание, и он быстрее устает. От ребенка же с сенсорными проблемами требуется чрезвычайное усилие для того, чтобы сосредоточиться и выполнить задание, и именно от этого может проистекать его неспособность к длительной концентрации внимания.

Связь СДВГ и НОСИ начала изучаться сравнительно недавно, и по предварительным данным, проблемы с нарушением обработки сенсорных сигналов встречаются гораздо чаще у пациентов с СДВГ, чем у детей без нарушений в развитии, а значит, есть все основания проверить ребенка с СДВГ на наличие НОСИ.

Когда можно заподозрить плохое воспитание, а не СДВГ?

Если ребенок способен спланировать антисоциальный поступок, смотрит, не видит ли его в данный момент кто-то из взрослых, не идет на неоправданный риск - скорее всего, он НЕ страдает СДВГ. Грубит учителю открыто - НЕ связано с СДВГ. Не понимает решения математической задачи после индивидуального часового объяснения - НЕ связано с СДВГ. Но если же понял, смог решить подобную задачу самостоятельно, но назавтра уже забыл, как она решается - подозреваем СДВГ. Шумит на уроке, не реагирует на замечания учителя - возможно СДВГ.

Надеемся, мы помогли вам немного разобраться в проблеме. Доброго вам здоровья!